Разумные люди, глава 12
читать дальше ***
- Я родился в Чикаго. Мой отец был полицейским. Ну, ты это в деле читал. Кстати, а как ты до него добрался? Только не говори мне, что взломал базу данных ФБР.
Мэтт, скрестив ноги, сел напротив.
- Ты не вопросы задавай, а рассказывай. Как только ты перестанешь говорить, я встану, выйду отсюда и сделаю, что сказал. Ты боялся высоты, когда был маленький?
- Немного, - соврал Морган, судорожно пытаясь понять, какой страх удобнее всего придумать, чтобы он был правдоподобным, но нереализуемым здесь и сейчас. – Да, пожалуй.
- Врешь. Тебя не взяли бы в ФБР, если бы ты боялся высоты. Не надо врать.
- Хорошо, не буду, - Главное – не показывать страха. Ему нравится, когда жертва боится. – Так вот, у меня была обычная хорошая семья. Никаких ужасов. Я учился в школе, занимался спортом, иногда, правда, бывало не очень с дисциплиной, но с кем не бывает. Потом поступил в колледж, потом в академию, потом в бюро взяли, - он бы пожал плечами, но не получилось. – Обычная жизнь.
- У тебя есть девушка?
- Постоянной нет.
- Как к тебе относятся женщины?
- Нормально относятся.
- Ты не боишься, что в конце концов останешься один?
- Нет. С чего? У меня есть друзья, работа. Просто я не готов к серьезным отношениям.
- Почему?
- Да потому что работы много. Не хватает времени на полноценный роман, - Моргану удалось даже рассмеяться.
- Ты боишься смерти?
- Каждый боится.
- Из-за тебя когда-нибудь погибали люди?
- Нет.
Мэтт сощурился и запустил руки в волосы. Прямо как Рид. Нет, не думать.
- А может, все-таки да?
- Нет. Я спасаю их, а не убиваю.
- Но все-таки было, да? Расскажи.
- Нечего рассказывать.
- Врешь.
Морган вздохнул.
- Слушай, у меня такая работа. Я ничего не боюсь. Иначе меня бы, как ты говоришь, не взяли в ФБР.
- Ты боишься, что не сможешь ходить?
- Что?
- Ты ведь уже понял, что не можешь, - улыбнулся Мэтт. Глаза у него были густо-карие, и в них не было злобы. – Вот я и говорю – ты боишься, что не сможешь никогда вообще?
Дерек попытался пошевелиться, но ноги по-прежнему были будто ватные. Он подумал о том, что в самом начале решил, что они не связаны, только потому что сам это видел.
- Какой-то укол, да? – как можно спокойнее спросил он.
Мэтт кивнул.
- Хлорид тубокуранина. Мышечный релаксант. Я ввел много, но в пределах возможного. Не проверял, но вполне может быть, что если вколоть еще больше, мышцы потом не восстановятся. Начнется миастения – и привет. А еще в инструкции было написано, что возможный побочный эффект – остановка дыхания. Подумать только, что такое продают в аптеке. Если хочешь, можем проверить.
Морган молча смотрел, как Мэтт достает из кармана несколько тоненьких ампул.
- Вот видишь, ты боишься, - кивнул Мэтт, убирая ампулы обратно. – А говорил – ничего не боюсь. А ведь такого здоровяка можно напугать просто ампулами, которые продаются в любой аптеке. Забавно, да?
- Тебе нравится вызывать у людей страх, потому что сам ты – жалкий сопляк. Тебе хочется, чтобы тебя умоляли, да? – Ох, не стоило этого говорить, наверняка не стоило, слишком рискованно. Но страх схлынул, и голова заработала яснее. – Кстати, ничего себе квартирка у тебя. Рот ты мне не завязал, так что орать «На помощь» бесполезно, да?
- Ага. Тут изоляция хорошая.
- Что это, кстати, за место?
- Ну ты и горазд поговорить. Сразу видно – профайлер, - рассмеялся Мэтт. – Говорить буду я. Давай договоримся так: или я тебе ввожу сразу миллиграмм пятьдесят тубокуранина и мы смотрим, что будет. Или ты честно и без выкрутасов рассказываешь мне случай, когда из-за тебя погибли люди. Он был, я видел, у тебя сжались губы, когда я про это говорил. Так что выбирай, что больше нравится, и учти, что если ты сочинишь историю на ходу, я увижу.
В том, что в случае отказа Мэтт вкатит ему этой дряни раза в три выше нормы, Морган не сомневался. «Они далеко, - подумал Дерек, инстинктивно пытаясь подтянуть ноги к груди. – Я не назову имен. Он ничего им не сделает. Пусть слушает, раз он от этого так кончает, больной дебил».
- Ладно. Я расскажу.
Мэтт улыбнулся.
- Это было года четыре назад, - сказал Морган и закрыл глаза. Все равно не на что смотреть. – Мы ловили педофила в Колорадо. Он похищал маленьких девочек. Гидеон тогда уже не работал, из нашей теперешней команды был только Хотч. Мы почти поняли, откуда наш субъект – похищения происходили в одном районе и в основном около детских площадок. Он подходил к девочке и говорил, что его дочери не с кем играть, и если она не против, он бы хотел, чтобы они поиграли вместе. Если подходили родители – улыбался и повторял то же самое. Город был большой, мало кто друг друга знал, и его долго не могли поймать, а потом одна женщина, подошедшая к дочери вовремя, вспомнила, что видела его стоящим у ворот школы. Он стоял и смотрел. Она спросила у какой-то учительницы, что это за человек, а та ответила, что это старый холостяк, бездетный, и приходит иногда сюда. Безобидный. Говорит, что дети повышают ему настроение. И вот теперь он подходит к ней и зовет её дочь поиграть со своей. Она уже слышала про маньяка и насторожилась. В общем, она крикнула, он убежал. Мы знали, где его искать. А перед тем, как мы выходили из полицейского участка, Хотч попросил меня проверить, не пропадали ли сегодня еще дети. Тогда Гарсии у нас еще не было, все приходилось делать самим. Я сел проверять и тут мне принесли заявление соседа подозреваемого насчет того, что он вчера видел в окно, как подозреваемый откапывал в саду пистолет. Этот человек боялся звонить в полицию, а на следующий день решился. Я побежал к Хотчу рассказать, что субъект вооружен, что он может убить агентов, которые придут его брать. А потом мы сели в машину и поехали туда. В квартире был не только он. Там была девочка. Я первый зашел, и при мне она еще была жива. Он застрелил её первой, а потом выстрелил в меня. Но руки у него тряслись, и он не попал. А в девочку – попал. Если бы я проверил, пропадали ли в тот день дети, мы бы по-другому построили операцию и она осталась бы жива, - он перевел дыхание. – Вот и вся история.
- И что на это сказали твои коллеги?
- Хотч никому не сказал, что просил меня проверить. Он никому не сказал, и сам велел мне не переживать. Сказал, что нельзя спасти всех.
- Но ты переживал.
- Да.
- Хорошо.
В комнате воцарилась полная тишина, и Морган открыл глаза.
Мэтт сидел, задумчиво уставившись куда-то в стену, потом поднялся.
- Девочка, значит, - сказал он. – Ясно.
И пошел к выходу. Морган внимательно смотрел, как он будет открывать замок. До двери можно будет доползти, а там как-нибудь справится.
У самой двери Мэтт вдруг остановился.
- Знаешь, чем я занимаюсь в свободное время?
«Убиваешь» - вяло подумал Морган, а вслух сказал:
- Нет. Чем?
- Составляю профили. Не одни вы этим занимаетесь. По-моему, очень увлекательно. И знаешь, твой психологический портрет у меня почти готов.
***
Телефонный звонок раздался, когда они уже подходили к машинам.
Рид сжал губы и вытащил из кармана мобильник Моргана, весело наигрывающий песню Робби Уильямса про дорогу в Мандэлэй.
Увидев, от кого вызов, Рид молча протянул телефон Джей Джей.
- Кто? – спросила она, протягивая руку.
- Его мать, - одними губами проговорил Рид и сунул телефон Джей Джей так, будто тот жжет ему ладонь.
- Нет, - сказал вдруг Гидеон. – Джей Джей, верни. Разговаривать будет Рид.
- Почему я?
- Потому что. Рид, ответь.
- И что я ей скажу? – с истерическими нотками в голосе крикнул Рид. – Вашего сына похитил маньяк-садист, приятного дня?
- Действуй по ситуации. Рид, ответь ей.
Рид медленно протянул руку и нажал «Ответить».
- Зачем ты отдал ему телефон? – тихо спросил Хотч, наклоняясь к Гидеону.
- Скорее всего придется сказать правду. А мы все слишком хорошо держим себя в руках, - еле слышно ответил Гидеон. – Ей надо будет слышать, что мы боимся за её сына. Что мы переживаем и ищем. Надо, чтобы это было в голосе. У Рида получится лучше всех, потому что он сейчас плохо себя контролирует.
- Алло.
- Вы кто такой?
- Я… Здравствуйте, миссис Морган. Я Спенсер Рид, работаю с Вашим сыном, помните, мы приезжали, когда…
- Помню, - усталым голосом ответила она. – Что с ним случилось?
- Ничего, - быстро ответил Рид. – Он просто забыл телефон в офисе, и я решил ответить. Он перезвонит, когда вернется.
- Послушайте. У Миранды сегодня День рождения. Он всегда с самого утра звонит её поздравить, как бы ни был занят. Что случилось?
- Нич…
- Спенсер, послушайте. Я уже второй день чувствую, что с ним что-то… не в порядке. Не хотела вчера звонить – он бы опять сказал, что я дергаюсь из-за каждого пустяка, - она невесело усмехнулась. – Рассказывайте, иначе я приеду.
- Понимаете, он на важном задании. Работает под прикрытием в…
- Говорите правду, - неожиданно жестким голосом сказала она.
Рид свободной рукой снял очки и аккуратно положил их в карман брюк.
- Мы работаем над делом одного психопата, - просто сказал он. – Вчера Морган пропал. Просто исчез. Мы считаем, он у нашего субъекта. Мы его найдем, я обещаю.
Она молчала, и Рид заговорил быстрее.
- Мы делаем всё возможное. Я буду держать Вас в курсе. Вы только не волнуйтесь. Все будет в порядке. Мы все работаем над этим, мы уже почти его нашли, мы…
Она молчала.
***
Перед тем, как попытаться открыть замок – на вид тот был явно крепкий, и затея уже заранее имела отчетливый привкус провала – Морган решил, что немножко отдохнет. Он больше не мог, надо было отдохнуть, немедленно, иначе он и полпути до двери не проползет – головная боль не утихала, руки совсем отнялись, ноги и того хуже. Дерек пытался посчитать, сколько прошло времени (сколько осталось времени), но никак не мог сосредоточиться. Когда он наконец задремал, сон его был рваным и скомканным. Там был его отец («запомни, сынок, – всегда думай, прежде чем стрелять, даже в пейнтболе»), и Буффорд («зови меня просто Карл, Дерек») и та девочка («я должен бежать быстрее, быстрее, я должен успеть»). Потом он проснулся – или думал, что проснулся, - от жажды и от ломоты в костях, попытался повернуться и увидел Рида. Тот сидел напротив, положив ладони на бетонный пол, и с искаженным лицом шептал: «Спи, просто спи, спи». Выглядел он жутковато, но Моргана это почему-то успокоило, и он послушно провалился глубже в сон.